«Тональный язык»

Существует два основных определения «тонального языка». В соответствии с более узким определением, тональным является язык, использующий значимое изменение частоты основного тона на каждой потенциально несущей тон единице (на слоге, стопе или море), таким образом, тон – это «лексически значимая, контрастная относительная высота звука, маркирующая каждый слог» [Pike 1948: 43]. Системы, в которых только некоторые («маркированные») сегментные единицы имеют тональные характеристики, получили название языков с «музыкальным ударением» или «слоговыми акцентами» (см. в [Hyman 2009] критику этих терминов).

В более широком смысле термин «тональный язык» применяется к любому типу фонологической системы, где «высота звука входит в лексическую реализацию по крайней мере некоторых морфем» [Hyman 2009]. В нашем проекте мы придерживаемся понимания термина «тон», предложенного Л. Хайманом, и, следовательно, используем термин «лингвистический тон» в более широком смысле: мы исходим из того, что тон – это супрасегментная единица, которая участвует в различении лексических и/или грамматических значений, характеризует по крайней мере некоторые слоги или моры языка и проявляется в виде изменения высоты основного тона. Дополнительные фонации (ларингальная, фарингальная и т. д.) не считаются особым типом просодических  единиц, поскольку они являются феноменами двойной природы: они способны проявляться как на сегментном, так и на супрасегментном уровнях [Иванов 1975, Янхунен 1986, Кузнецова 2018].

Под термином «тональные языки» мы понимаем языки, где частота основного тонаразличает лексические и/или грамматические значения. Наша База данных будет охватывать основные зоны распространения тональных языков: Юго- Восточная Азия, Западная Африка, Центральная Америка, Европа (от 500 до 700 языков из разных языковых семей).

Тональная плотность

Тональные языки различаются тональной плотностью. Тональная плотность (понятие, предложенное Карлосом Гуссенховеном [Gussenhoven 2004: 34]) – это соотношение числа потенциально способных нести тон единиц и числа единиц, реально несущих значимый тон. Языки с высокой тональной плотностью используют все или почти все потенциально несущие тон единицы: есть языки с тональной плотностью около 100%, примером является язык дан-гуэта (южные манде < манде < нигер-конго) [Vydrin 2017]. Такие случаи редки. «Даже литературный китайский язык,  где каждый слог корня несет определенный тон, имеет “нейтральные слоги”, то есть слоги без тона» [Gussenhoven 2004]. Концепция тональной плотности чрезвычайно плодотворна. Она позволяет оперировать более тонкими различиями, нежели дихотомия «тональный / нетональный», при описании фонологической системы языка. Введение понятия тональной плотности примиряет крайние точки зрения по поводу определения «тонального языка». Языки, которые традиционно описывались как имеющие «музыкальное ударение» или «слоговой акцент», с этой точки зрения определяются как языки с низкой тональной плотностью. «Тональная плотность» у К. Гуссенховена не стала термином – она осталась весьма импрессионистическим понятием. Язык может быть определен как имеющий достаточно высокую или довольно низкую тональную плотность, но эта оценка не подтверждается точными вычислениями.

Индекс тональной плотности

Чтобы заставить понятие «тональной плотности» работать, его необходимо точно определить в рамках количественного подхода. Точно определенная тональная плотность может стать очень важным параметром: её учет даст возможность сравнивать фонологические системы разных языков, а также разные подсистемы одного языка. В рамках данного проекта вводится Индекс тональной плотности (ИТП) – новый параметр, основанный на понятии «тональная плотность». ИТП будет показывать соотношение между числом потенциально несущих тон единиц в языке и числом единиц, реально несущих значимый тон. ИТП позволит найти корреляции между структурой тональной системы и другими характеристиками языка. Мы предлагаем рассчитывать ИТП как количество значимых тональных оппозиций на 100 потенциальных носителей тонов; подсчеты должны производиться на основе текстов определенной длины (например, 10 000 символов).

Принципы подсчёта индекса тональной плотности (ИТП)

Любой произнесённый гласный характеризуется определённой высотой (частотой основного тона), но далеко не во всех случаях высота звука используется для передачи лексического или грамматического значения. Для определения ИТП следует установить принципы выделения значимых тональных оппозиций. Предлагаются следующие принципы:

(1) тонами считаются только те изменения высоты основного тона, которые кодируют лексические или грамматические значения;

(2) если тональный контур сегментной единицы полностью определяется фонетическим контекстом, такой сегмент следует считать тонально нерелевантным;

(3) если высота звука сегмента полностью определяется  лексическим и/или грамматическим контекстом, такой сегмент также считается тонально нерелевантным;

(4) в большинстве битональных (обладающих противопоставлением «высокий vs. низкий тон») систем только один тон маркирован; следовательно, только сегменты, несущие маркированный тон, будут считаться тононесущими;

(5) лексические единицы, характеризуемые нестабильными тонами, считаются нетононесущими, например,  заимствования из других языков, некоторые личные имена и т.д.

Алгоритм описания тонального языка

1. Инвентарь тонов (количество уровней; наличие/отсутствие контурных тонов, аргументы за и против фонологичности имеющихся контуров. 

2. Можно ли постулировать тонемы (= мелодии, глубинные тоны). Если да, то какие. Домэн тонемы. Правила ассоциации тонов с сегментами в пределах домэна. 

2б. Имеются ли какие-то сегментные единицы (стопы, фонологические слова…), не совпадающие с домэном тонемы, но значимые для тональной комбинаторики или для распределения тонов.

3. Комбинаторные/контекстные изменения тонов (иначе говоря: переход от глубинных тонов к поверхностным). Здесь всевозможные продвижения тонов вправо, тональные ассимиляции и диссимиляции, и прочее.

4. (Видимо, в основном для 2-уровневых систем:) Можно ли говорить о маркированном тоне. Если да, то оправдано ли считать, что немаркированный тон = отсутствие тона?

5. Есть ли даундрифт? Даунстеп? Плавающие тоны? Апстеп?

6. Есть ли грамматические тоны? Какие?

7. Есть ли фонологически значимая зависимость между сегментными единицами и тонами? (тонопонижающие согласные; сегментные единицы, формирующие границы тональных домэнов; ещё что-нибудь…)

(8. Вишенка на торте: посчитать индекс тональной плотности. Но это — отдельный сюжет, пока можно это не просить.)

В. Выдрин